ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 2025-2026г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Дюймовочка» города Саки Республики Крым

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2025-2026 г.

Разработала учитель-логопед
Мельникова Ю.Н.

Саки, 2025

1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности
учителя-логопеда с ребенком 5– летнего возраста, имеющего заключение ТПМПк: ребенок со
статусом ОВЗ, с расстройством аутистического спектра (РАС), нарушение
интеллектуального развития.
Программа разработана для обеспечения коррекции нарушений развития ребенка, оказания
ему квалифицированной помощи в освоении индивидуальной образовательной программы, а
также его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
социальной адаптации. Программа способствует всестороннему гармоничному развитию
личности ребенка посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех
участников образовательных отношений.
Данная программа составлена на основе нормативных документов:
1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24 июля 1998 года № 124–ФЗ (с изменениями на 21 декабря 2004 года).
2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – ООН 1990.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в
жилых помещениях жилищного фонда».
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) N 1014 г от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от
31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
9. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014
г. № 08-249 // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – № 7.
10. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении
методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий
субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан
на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
11. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст
документа по состоянию на июль 2011 года).
12. Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03
«Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье».
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

15. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"
(с изменениями на 27 августа 2015 года).
16. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
18. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от
28.07.2012 № 139-ФЗ).
19. -Примерная Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для детей с РАС МБДОУ детского сада №9 «Дюймовочка»
Рабочая программа составлена с учетом «Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.
Туманова). Москва «Просвещение» 2009 г.
Для Олега характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности,
недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей
действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей
функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
В основу предлагаемого курса положен принцип комплексного подхода
предложенный
Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть курса состоит в
поэтапном развитии сохранного потенциала безречевого ребенка с опорой на комплексную
работу анализаторных систем.
Замена вербальных абстрактных образов зрительными и /или кинетическими
значительно облегчает обучение. Реальные предметы, картинки, жесты-движения,
напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального
и/или кинетического ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими
детьми.
Одним из обходных путей логопедической коррекции данной категории детей является
обучение навыкам альтернативной и/или дополнительной коммуникации, в частности
чтению. Через обучение чтению можно вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков
речи. Параллельно необходимо вести специальную работу по преодолению артикуляторной
апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для коррекции речи.
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной
моторики.
• Развитие функции голоса и дыхания.
• Развитие чувства ритма.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы,
дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей
безречевых детей.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-педагогического
обследования ребенка. После диагностики для ребенка разрабатывается индивидуальная
программа коррекции, которая должна реализовываться в процессе медикаментозного
лечения, логопедической деятельности.
1.2 Цели и задачи программы:
Цель программы: Организация эффективной коррекционно-образовательной деятельности
учителя-логопеда с ребенком., имеющим РАС

Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с РАС:
- продолжать стимулирование речевой активности;
-развивать когнитивные предпосылки к речевой деятельности( восприятие, память,
мышление);
- осуществлять формирование вербализованных представлений об окружающем мире,
дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере
предметного мира ;
-необходимо научить понимать название предметов ,действий, признаков , с которыми он
встречается в повседневной жизни. Должен научиться выполнять словесные инструкции,
выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.
- продолжать учить альтернативным средствам коммуникации( жест).
Для оптимизации образовательной деятельности необходимо определить исходный
уровень речевого развития ребенка.

•
−
−
−
−
•
•
•

1.3 Планируемые результаты освоения Программы:
У ребенка появилась (усилилась) потребность в общении, он заинтересован и может
использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации:
использование взгляда как средство коммуникации;
использование мимики как средство коммуникации;
использование жеста как средство коммуникации;
использование предмета как средство коммуникации;
расширились артикуляционные возможности, необходимые для произнесения
отдельных звуков, воспроизведения слоговых сочетаний;
появились попытки подражания речи окружающим;
обогатились речевые возможности в практике импрессивной речи для решения
повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или
психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями
ребенка.
2.Содержательный раздел
2.1 Описание результатов обследования
Речевое развитие ребенка отстает от возрастной нормы. В самостоятельном общении не
может пользоваться фразовой речью, не владеет навыками связного высказывания. В речи
стал использовать некоторые простые слова (1-2 слоговой структуры по Марковой), глагол ‘
Дай”, междометия ‘Пока”, ‘Спасибо’. Более активно стал пользоваться указательным
жестом, использует мимику. Понимание речи на ситуативно-бытовом уровне. Речевое
дыхание сформировано (умеет свистеть). Появились эхолалии (самостоятельно не
использует, только после просьбы «Повтори за мной» или «Сделай как Я».
Общая моторика нарушена, наблюдается неловкость движений, нарушена
переключаемость от одного движения к другому, не все позы удерживает, нет чувства ритма.
Мелкая моторика развивается с положительной динамикой,
Но еще присутствует наличие лишних движений, застревания при переключении (есть
любимые дидактические пособия, от которых трудно переключить на другие), моторная
напряженность, трудности при удерживании карандаша все еще присутствуют, нет
плавности движений. Не всегда проявляет положительную реакцию на занятия. Требуется
пищевое подкрепление (печенье)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: недостаточная сформированность средств языка,
системное недоразвитие всех компонентов языка.

2.2 Планирование коррекционно-развивающей деятельности
Логопедическая НОД проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что он не в полном
объеме владеет пониманием речи, усваивает инструкции, обращенные только лично к нему,
а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.
Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых
кукольных персонажей, животных (любит маленькие по размеру игрушки).
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
- развитие понимания речи;
-развитие активной подражательной речевой деятельности;
-развитие внимания, памяти, мышления;
-развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти;( пособие О. Суховой «Слушать
интересно»;
-формировать чувство ритма.
Расписание непосредственной образовательной деятельности является нормативным
локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса
с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического,
кадрового и материально-технического оснащения.
( ПрАооп,с.208,эл.вариант). Согласно рекомендациям, указанным в ПрАооп для детей
дошкольного возраста, план НОД и названия занятий носят примерный, условный
характер. Приведенный план может служить ориентиром, каждая дошкольная
образовательная организация вправе самостоятельно разработать расписание занятий,
объединяя задачи из разных образовательных областей по своему усмотрению.
Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Занятия проводятся два
раза в неделю учителем-логопедом ( ПрАооп, с.215,
эл.вариант) .
Основной формой работы учителя-логопеда с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи
являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю в первой половине
дня. Продолжительность занятия не более 25 минут. Каждое занятие содержит 2—4 игровых
задания или игры продолжительностью 4—5 минут.
Обследования воспитанника проводится по разделу «Речевое развитие» по программе
TEACСH («Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей»)
Упражнение 1. Первые звуки
Речь: звуки
Имитация: голосовая
Цель: произносить значащие звуки
Задание: произносить различимый звук при лопании мыльного пузыря
Материал: банка с мыльным раствором
Сядьте за стол напротив ребенка. В центр поставьте банку с мыльными пузырями. Выдуйте
или пусть он сам выдует мыльный пузырь. При лопании каждого пузыря произносите четко
звук (например, "хлоп!"). Обратите внимание на то, проявляет ли ребенок интерес к пузырям
и шуму. Если он смотрит охотно, то продолжайте делать пузыри, возьмите его палец, чтобы
проколоть им пузырь и чтобы он лопнул. Подражайте каждому звуку, который производит
ребенок, и возвращайтесь к вашему звуку ("хлоп!"). Если он не пытается
подражать Вам, то привлеките его внимание к Вашему рту, показывая ему, как Вы
производите звук. Затем
помогите ему так сложить губы, чтобы получился аналогичный звук. Выдувайте пузыри
дальше и повторяйте это действие, пока он не начнет сам производить звук, Поощряйте его
сразу же, как только ему это удается.
Упражнение 2. Произносить согласные
Речь: звуки
Имитация: голосовая
Цель: подражать простым согласным звукам
Задание: ознакомиться с определенными согласными и повторять их во время пения

Материал: картинки с изображением кур, гусей, коров; мелодия детской песенки
Сядьте с ребенком в уютный уголок комнаты и спойте песенку. Когда перейдете к
картинкам с животными,
повысьте голос при их наименовании, покажите соответствующую картинку, привлеките к
ней его
внимание, переведите его взгляд к Вашему рту, подражая голосам животных. Пойте,
например, "Прибежали две курочки", проследите, чтобы он смотрел на соответствующую
картинку, которую Вы ему показываете.
Затем опять привлеките его внимание к своему рту, в то время когда поете: "Она делает туктук".
Подчеркните опять "Т", открывая при этом широко губы, чтобы привлечь его внимание к
своему языку. Когда переходите к строфе о коровах и говорите "му", повторяйте "М",
сжимая губы ребенка большим и
указательным пальцами. Когда поете строфу с гусями "Га-га-га", подчеркивайте начальную
букву "Г",
нажимая легонько пальцем под его подбородком. Постарайтесь постепенно подвести его к
тому, чтобы он
приблизительно произносил звуки животных. Хвалите его сначала за каждое подобно
звучащее слово. Когда он подучится, заставьте его четче произносить звуки и выговаривать
целые слова. Пусть поет с Вами припев.
Упражнение 3. Простые восклицания
Речь: звуки
Имитация: голосовая
Цель: произнести первые звуки
Задание: повторять и спонтанно произносить самостоятельно ав звуки в определенном
месте, распознавать
связь между звуком и действием
Материал: мяч
Когда играете с ребенком в мяч, уроните его и воскликните: "О-о!". Повторяйте оба
действия много раз и
постарайтесь, чтобы он подражала Вам. Если ему в этом необходима помощь, то придайте
ему рту форму "О".
Если она вместе с Вами начала восклицать "О-о!", то бросьте мяч и помедлите, прежде чем
воскликнуть,
чтобы увидеть, правильно ли издает он сам восклицание. Похвалите его тотчас, если он
воспроизводит
желаемый звук. Если он самостоятельно говорит "О-о!" или когда бросает мяч, то
попытайтесь таким же
образом научить его говорить протяжное "О-о-о!" для выражения удивления. Покажите ему
его любимую
игрушку или кекс и воскликните: "О-о-о!". Пусть он воскликнет так же, прежде чем Вы
дадите ему игрушку.
Если он овладеет обоими восклицаниями, то создайте ситуацию, в которой он сможет их
применить. Так, в
течение дня уроните что-то на пол (небьющееся), если знаете, что ребенок наблюдает за
Вами. Посмотрите,
спонтанно ли он восклицает "О-о!". Подобным образом можете обнаружить что-то
удивительное, в то время как ребенок смотрит на Вас, чтобы увидеть, от удивления ли он
восклицает "О-о!". Если он произносит какой-нибудь другой звук, то повторите его пару раз
и возвратитесь к звуку "О-о-о!".
Упражнение 4. Первые слова
Речь: звуки
Имитация: слуховая
Социальная деятельность: взаимодействие
Цель: переход от подражания звуков к смысловым словам
Задание: говорить простые слова в смысловой связи
Материал: мяч, автомобиль, кукла

Самыми подходящими словами для начала являются обычно мама и папа. Начните, посадив
ребенка на
колени так, чтобы он на Вас смотрел. Укажите на себя и скажите: "Мама". Возьмите его
руку, подведите ее к своему лицу и еще раз повторите: "Мама". Поощряйте каждую его
попытку подражать слову. Когда он
привыкнет к этому упражнению, замедлите поощрение, чтобы дать ему стимул произнести
слово более четко.
Также поступите со словом "папа". Другими подходящими словами являются: "мяч",
"автомобиль",
"кукла". Важно, чтобы нужные предметы были у Вас под рукой, когда Вы тренируете эти
слова, чтобы он могсоединить звучание с объектом.
Обучая его первым словам, выбирайте лишь те, которые состоят из одного или двух слогов
(у слов из двух
слогов оба слога должны звучать идентично). Выбирайте слова с простыми начальными
буквами, которые Вы уже изучали с ребенком (см. упр. «Произносить согласные»).
Упражнение 5. Приветствие и прощание
Речь: словарный запас
Социальная деятельность: взаимодействие
Имитация: моторная и голосовая
Цель: приобретение речевых обиходных форм
Задание: в соответствии с ситуацией приветствовать словами и жестами
Материал: отсутствует
Входя и выходя из комнаты, в которой находится ребенок, используйте повод научить его
приветствию и
прощанию. Каждый раз, когда входите, поднимайте руку, улыбайтесь и говорите: "Привет!".
Если Вы
находитесь с ним вместе в комнате, а кто-то входит, то помогите ему поднять руку для
приветствия и за
каждую попытку сказать "Привет" поощряйте его. Таким же образом обучите его прощанию.
Если Вы
выходите из комнаты, то говорите "Пока" и помашите ему рукой. Следите, чтобы он видел,
что Вы выходите
из комнаты. Если он не делает попыток ответить на приветствие или не машет в ответ, то
остановитесь у
двери и повторите оба действия. Если он все еще не имитирует Ваши движения и
выражения, то позаботьтесьо том, чтобы третье лицо Вам помогло проделать указанные
действия.
Упражнение 6. Назвать свое имя
Речь: словарный запас
Познавательная деятельность: понимание речи
Социальная деятельность: взаимодействие
Цель: расширение языковых выразительных способностей, углубление самопознания
Задание: назвать свое имя
Материал: зеркало
Когда ребенок будет понимать свое имя, научите ее соотносить имя с самой собой.
Подойдите с ней к зеркалу,покажите ему его отражение и многократно повторите его имя.
Пусть он покажет на себя и свое отражение.
Скажите: "Кто это? Это..". Скажите лишь первую букву его имени и называйте его
полностью лишь тогда,
когда он сделает попытку сам его произнести. Хвалите его за каждую попытку. Постепенно
называйте имя
полностью. Чтобы научить его называть свое имя, даже когда он не стоит перед зеркалом,
важно
предоставлять ему для этого много возможностей в течение дня. Пусть, например, каждый,
сидящий за
столом, скажет свое имя и одновременно покажет на себя. Когда подойдет очередь ребенка,
помогите ему.

Упражнение 7. Подражать голосам животных и шумам из окружающей
среды
Речь: звуки
Познавательная деятельность: понимание речи
Имитация: голосовая
Социальная деятельность: взаимодействие
Цель: побуждение к самостоятельному образованию звуков и оживлению игры
Задание: спонтанно подражать различным голосам животных и шуму транспортных средств
Материал: автомобиль, самолет, игрушки - собака, кошка
Когда ребенок без посторонней помощи сможет подражать шумам, исходящим от предметов
или животных,научите его различать эти шумы и подражать им к месту. Поставьте на стол
игрушечную собачку иавтомобиль. Скажите: "Дай мне то, что делает "р-р-р". Произносите
шум очень отчетливо, так как это Вы
делали, выполняя упражнение на подражание. Если он дает Вам автомобиль, то скажите:
"Хорошо". Наконецспросите: "Что делает автомобиль?". Если необходимо, то изобразите
начало шума. Повторите это
упражнение с другими предметами, которые издают хорошо различимый шум. Следите,
чтобы ребенок уже
владел звуками, прежде чем учить его сочетать предметы.
Упражнение 8. Называть членов семьи(показать)
Речь: речевые способности выражения
Цель: расширение речевых способностей выражения и коммуникации
Задание: самостоятельно назвать членов семьи
Материал: фотографии членов семьи, домашних животных (все люди и животные должны
быть четко
различимы)
Сначала покажите ребенку лишь одну фотографию. Покажите на сфотографированного
человека, убедитесь,что он смотрит и скажите: "Мама. Это мама. Кто это? Это …". Пусть он
сам дополнит предложение. Если онзатрудняется, то покажите ему свои губы, медленно
повторяя слово. Затем помогите ему произнести слово,помогая своей рукой составить губы
соответственно слову. Повторяйте это действие, пока он не назовет
первое фото как минимум 5 раз. Затем добавьте вторую фотографию, показывайте ему обе
фотографии
сначала в уже известной ему последовательности, а затем переходите к
непоследовательному их показу.
Если ребенок минимум 5 раз правильно назовет обе фотографии, то укажите на реального
человека и
повторите вопрос. Еще раз покажите ему фото, если ему нужна помощь. Если он овладеет
двумя именами, тодобавьте таким же способом имена следующих членов семьи. Не
забывайте в течение дня спрашивать имячеловека, которого он видит, и имя которого он
выучил.
Упражнение 9. Назвать животных (показать)
Речь: словарный запас
Познавательная деятельность: понимание речи
Цель: расширение словарного запаса
Задание: без помощи назвать 4 животных
Материал: игрушки или рисунки животных
Когда Вы тренируетесь с ребенком правильно сочетать названия животных, проверьте,
может ли он сам
назвать животных. Положите перед ним 4 игрушки. Попросите его дать одну, говоря: "Дай
мне собачку!".
Повторите название животного много раз, если ребенок отдал его Вам. Если он подал Вам
всех животных поВашей просьбе, то возьмите одного из них и спросите: "Что это?". Если
ему нужна помощь, то подскажитеначальную букву и подождите, закончит ли он слово
самостоятельно. За каждую попытку назвать словопоощряйте его. Избегайте в начале этого
упражнения слишком часто повторять слова, иначе ребенок можетзапутаться. Когда
наименование животных станет ему доступнее, обратите большее внимание напроизнесение

слова, чем на его показывание или подачу.
Критерии оценки
3 балла - высокий уровень усвоения параметра диагностики, т.е. ребенок самостоятельно
может выполнить, показать, назвать (если речевая сфера достаточно сохранна).
2.5 балла – средне – высокий уровень усвоения параметра диагностики, т.е. ребенок в
большинстве случаев может самостоятельно выполнить, показать, назвать.
2 балла – средний уровень усвоения параметра диагностики, т.е. ребенок может
самостоятельно выполнить, показать, но в большинстве случаев только с незначительной
помощью взрослого
(уточняющие вопросы, называние первого слога и т.д.)
1.5 балла - низко - средний уровень усвоения параметра диагностики, т.е. ребенок в
большинстве случаев не может выполнить, показать, даже с помощью взрослого.
1 балл – низкий уровень усвоения параметра диагностики, т.е. ребенку задание недоступно.
Мониторинг речевого развития ребенка с детским аутизмом
Результаты обследования по программе
TEACСH («Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей»)
Ф.И. ребенка
Критерии
Первые звуки
Произносить
согласные
Простые
восклицания
Первые слова
Приветствие и
прощание
Назвать свое имя
Подражать голосам
животных и шумам
из окружающей
среды
Назвать членов
семьи

2
1.5
1.5
1.5
2
2
1
1.5

Назвать животных

1.5

Средний балл

14.5

Примерная структура индивидуального занятия
Первая часть занятия: Познавательное или речевое развитие
В этой части занятия предполагается формирование кругозора воспитанника об
окружающем мире посредством дидактических игр и упражнений. Активизация
психических процессов восприятия, внимания, памяти. Активизация речевой деятельности.
Формирование фонематического слуха
Вторая часть занятия: В этой части занятия предполагается снятия эмоционального и
мышечного напряжения, посредством подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток и
динамических пауз.
Третья часть занятия: Продуктивная деятельность.
В этой части занятия предполагается развитие способностей воспитанника в продуктивной
деятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), развитие мелкой моторики
посредством дидактических игр, упражнений.
1. Дидактическая игра (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное)
2. Физкультминутка (физическое развитие, речевое);

3. Дидактическая игра (продуктивная деятельность: художественно-эстетическое развитие,
сенсорное развитие)
Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам.
Годовое обучение условно подразделяется на 3 периода обучения:
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь,
2 период -декабрь,январь, февраль,
3период-март, апрель, май.
Деление на периоды условно.

•
•
•
•

•

2.2.1 Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда
• Развитие слухового восприятия
Задачи: расширение рамок слухового восприятия развитие сенсорных функций,
направленности слухового внимания, памяти.
• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками
взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики.
Цель: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук
глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений
чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
формирование представлений о схемах лица и тела;
развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и
дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и
мышечными ощущениями;
восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительнокинестетических ощущений.
Приёмы:
• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;
• прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;
• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; Су-джок мячики.
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;
• «рисование» в воздухе рукой;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
• упражнения с пластилином;
• артикуляционная и мимическая гимнастика;
• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
• упражнения на преодоление сопротивления;
• Развитие зрительнo - пространственного анализа и синтеза.
Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка
устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти:
развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве:
анализ зрительного образа.
Приёмы:
• нахождение игрушек в пространстве комнаты.
• перемещение их в заданном пространстве.
• поиск предметов:
• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:
• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,
• выработка навыков ориентировки;
• упражнения в перекрёстном ориентировании;
• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
• определение недостающих частей у предметов по картинкам;

• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями
собственного тела:
• запоминание изображений предметов;
• фиксация изменений в расположении предметов,
• выделение из множества предметов;
• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и
т.д.);
• идентификация зрительных изображений по заданной теме;
• определение различий в предметах и картинках;
• сравнение сходных по зрительному образу предметов;
• конструирование по образцу, по инструкции;
• конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из
отдельных деталей;
• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
• Развитие функции голоса и дыхания.
Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация ритма; развитие координированной
деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации;
стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с
некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе
упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.
Приёмы:
• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:
• активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:
• тренировка носового выдоха;
• развитие произвольного речевого вдоха.
• выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:
• выработка комбинированного типа дыхания.
• упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:
• различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
• Развитие чувства ритма.
Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на
основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного.
зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование
ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмикоинтонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками
гласных звуков А, О. У, И,Ы,Э.
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:
• ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных
коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих
неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных,
слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия,
работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи
Приемы
• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),
• показ предметов по их признакам
• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям
• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами

• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний
• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие
непроизвольного подражания - звукового и словесного
• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек
(картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием
• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их
обозначающих
• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами
• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов
• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»
• автоматизация отдельных штампов коммууникативной побудительной и вопросительной
речи (дай, на, кто, иди)
• узнавание предмета по словесному описанию
• выработка обобщенных понятий
• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений
2.2.2Индивидуальный план коррекционной работы по лексическим темам
на 2025 - 2026 учебный год (в виде краткого описания занятия)
Сентябрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Игрушки
Цели: Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные
реакции, учить звукоподражанию, вырабатывать сильный ротовой выдох.
Дыхательное упражнение: «Воздушный шарик»
Пальчиковая гимнастика:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю (Кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой – «катаем машинку».)
Звукоподражание: О-о-о - рычит мишка, И-и-и – ржет лошадка, Пи-пи-пи – пищит цыпленок,
Бум-бум – гремит барабан, Оп-оп – прыгает мячик, Бах – упали кубики
Сентябрь, 4-я неделя. Лексическая тема: Фрукты
Цели: Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать фрукты.
Познакомить с прилагательными большой, маленький. Учить вести односторонний диалог
(логопед задает вопрос, ребенок отвечает на него), развивать движения кистей рук.
Дыхательное упражнение: «Ветерок»
Пальчиковое упражнение: «Положи яблоки в ведерки»
Звукоподражание: М-м-м! – вкусная груша, Фу-у-у! – кислое яблоко.
Д\и для активизации словаря: «Покажи и назови фрукт» по картинкам», «Договори
словечко».
Октябрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Овощи
Цели: Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить, формировать умение
договаривать за логопедом слоги, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное
дыхание
Дыхательное упражнение: «Овощи толстушки, овощи –худышки»
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим (ребром правой ладошки бьем по ладони левой руки)
Мы капусту солим, солим (кончиками пальцев солим)
Звукоподражание: Ам! – зайчик ест капусту, У-ух! – тянем морковочку, О-о-о-х! – капуста
растет, О-г-о-о! – большая тыква,
Октябрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Семья

Цели: Вызывать желание говорить. Учить повторять за взрослым слова, обозначающие
близких людей. Учить произносить двусложные слова из открытых слогов. Вырабатывать
правильную артикуляцию гласных звуков А, У. Развивать сильный, плавный выдох.
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»
Звукоподражание: д\и «Повтори и послушай»: А-а-а! – мама качает малыша; Уа! Уа! –
плачет малыш; О-о-ох! – стонет старая бабушка
Д\и для активизации словаря: «Кто это?» по картинкам (Муха, дети, тетя, баба).
Октябрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Части тела
Цели: Формировать потребность в речевом общении и умение договаривать за логопедом
слоги и слова. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Формировать пассивный словарь по теме. Подражать движениям рук взрослого.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»
Звукоподражание:-Топ – малыш идет, Ам – мальчик кушает, Фу – девочка не хочет есть,
Ох – болит зуб, Ух – дядя работает, Эх – мальчик танцует, Ха-ха-ха – дети смеются.
Д\и для активизации словаря: «Это я». «Назови части тела»- голова, руки, ноги, спина,
живот, рот, нос, глаза.
Октябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Осень
Цели: Учить понимать слова обобщающего значения. Учить различать грамматическую
форму единственного и множественного числа имен существительных.
Дыхательное упражнение: «Осенние листья»
Пальчиковая гимнастика:
Вышла осень погулять («Идём» указательным и средним пальцами одной руки)
Стала листья собирать (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую).
Д\и для активизации словаря: «Где много, а где мало?», «Что растет на дереве, а что на
грядке».
Ноябрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели: Учить употреблять существительные в родительном падеже. Учить проговаривать
слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Дыхательное упражнение: «Согрей кошечку »
Пальчиковая гимнастика:
Киска, киска киска брысь (машет рукой, прогоняя воображаемую кошку)
На дорожку не садись (погрозить указательным пальцем)
Наша деточка пойдет (указательным и средним пальцем шагать)
Через киску упадет.
Д\и для активизации словаря: «Назови части тела», «Кого нет?», «Кто как голос подает»
«Кто что ест?»
Ноябрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели: Учить проговаривать слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую
моторику.
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Вот какой коташка (качают головой вправо-влево)
Круглая мордашка (обводят ладонью вокруг лица)
И на каждой лапке (сжимают и разжимают пальчики)
Коготки-царапки (кребут пальцами по ладони).
Д\и для активизации словаря: «Отгадай кто это?», «Кто что ест?»

Ноябрь,3-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: Вводить в словарь глаголы прыгать, бегать, спать, стоять. Согласовывать
относительные местоимения с сущ. Развивать моторику артикуляционного аппарата,
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Д\и для активизации словаря:
Ноябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: Учить употреблять cущ в дательном падеже. Развивать моторику артикуляционного
аппарата,
Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Д\и для активизации словаря: «Закончи предложение»-короткие уши у (белки), короткий
хвостик у (зайца), длинные уши у (зайца), пушистый хвост у белки.
«Кому что дадим?»-мясо-волку, малину-медведю, мед-медведб, морковку-зайцу, яблокоежику, орехи-белке, грибы-белке.
Декабрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Одежда.
Цели: Пополнять пассивный словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, за счет
существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки. Развивать сильный
ротовой выдох.
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Большой-маленький»-большое платье-маленькое платье,
«Кто что оденет?»- Коля оденет кофту,
«Один-много»- одна майка-много маек.
Декабрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Обувь
Цели: Расширять словарный запас глаголами: надеваю, обуваю, снимаю, гулять, ходить,
бегать.
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Что обувают летом, а что зимой», «Что купила мама?»-Мама
купила сапоги. Мама купила туфли. Мама купила валенки.
Декабрь, 3-я неделя.

Лексическая тема: Новый год.
Цели: Учить понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке. Учить употреблять
местоимения с предлогом у, личные местоимения.
Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бусы на елку»
Д\и для активизации словаря: «Укрась елочку», «У кого?»-у меня шарик, у меня конфета.
Январь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Зима
Цели: Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Активизировать моторику речевого аппарата. Развивать память, внимание, мышление.
Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: учить проводить прямые горизонтальные линии
«Прокати комочки по дорожкам».
Январь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Зимние забавы
Цели: Учить употреблять существительные ед и мн числа. Составлять предложения по
картинке.
Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: учить проводить прямые горизонтальные линии
«Прокати комочки по дорожкам».
Д\и для активизации словаря: «Один-много», «Разложи слова»
Февраль, 1-я неделя.
Лексическая тема: Домашние птицы
Цели: Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Повторять предложения за
педагогом.
Дыхательное упражнение: «Перышко, лети!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Нарисуй волны для уточки».
Д\и для активизации словаря: «Кто как голос подает?», «Назови птиц»
.
Февраль, 2-я неделя.
Лексическая тема: Домашние птицы
Цели: Учить употреблять числительные один, два. Расширять глагольный словарь.
Дыхательное упражнение: «Уточки»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Накорми курочку» .
Д\и для активизации словаря: «Сосчитай птиц», «Что делает курица?»- ходит, бегает,
летает, плавает, ныряет, кудахтает, пеет, пищит, пьет воду
Составление предложений по картине «Лиса и гуси».
Февраль, 3-я неделя.
Лексическая тема: Посуда
Цели: Формировать обобщающее понятие посуда. Формировать глагольный словарь.
Закрепление названий основных цветов.
Дыхательное упражнение: «Чайник кипит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Пальчиковый бассейн»
Д\и для активизации словаря: «Какая чашка?», «Назови посуду»
Февраль, 4-я неделя.
Лексическая тема: Продукты питания.
Цели: Продолжать расширять словарь сущ, прилагательных, глаголов.
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Пальчиковый бассейн»
Д\и для активизации словаря: «Горячий или холодный?», «Угости Карлсона»
.
Март, 1-я неделя.
Лексическая тема: Мамин праздник.

Цели: Продолжать пополнять словарь прилагательных. Развивать диалогическую речь.
Дыхательное упражнение: «Подуй на одуванчик»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бусы для мамы»
Д\и для активизации словаря: «Подарок маме», «Помощник»
Март, 2-я неделя.
Лексическая тема: Весна.
Цели: Закреплять употребление cущ ед и множ числа, числительных один, два, три с сущ.
Развивать речевое дыхание.
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Один -много», «Сосчитай -ка»
Март, 3-я неделя.
Лексическая тема: Признаки весна.
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ. Активизировать
словарь глаголов.
Дыхательное упражнение: «Ветерок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Обведи листочки по контуру».
Д\и для активизации словаря: «Сосчитай-ка», «Кто что делает?»
Составление предложений по картине «Весна пришла»
Март, 4-я неделя.
Лексическая тема:
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ.
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «», «Сосчитай -ка»
Апрель, 1-я неделя.
Лексическая тема:
Лексическая тема: Мебель.
Цели: Формировать обобщающее понятие “мебель”, названия предметов мебели и их
назначения. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами.
Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами.
Дыхательное упражнение: «Катись, карандаш!»
Пальчиковая игра: выкладывание предметов мебели по образцу из счетных палочек.
Д\и для активизации словаря: «Запомни и повтори», «Большой-маленький»
Д\и «Выполни команды»- сядь на стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди к столу, возьми из
шкафа мяч, положи мяч на стол
Апрель, 2-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Продолжать формировать обобщающее понятие транспорт. Учить употреблять
существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, множественного числа.
Дыхательное упражнение: «Самолет летит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование
волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Назови ласково», «Один-много».
Апрель, 3-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Учить правильно показывать и называть транспорт. Учить называть части машины.
Активизировать словарь глаголов. Уточнять произношение гласных и согласных звуков.
Дыхательное упражнение: «Плыви, кораблик!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование
волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Что едет? что летит? что плывет?», «Назови части машины».

Апрель, 4-я неделя.
Лексическая тема: Насекомые
Цели: Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных
предлогами: на, в, под, около и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.
Дыхательное упражнение: «Лети, бабочка!».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бабочка» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Где бабочка?», «Вверху или внизу»
Май, 1-я неделя.
Лексическая тема: Цветы
Цели: Учить согласовывать прилагательные с сущ, Учить употреблять cущ в родительном
падеже. Формировать плавный вдох, развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Цветочек» из мозаики.
Д\и для активизации словаря: «Какой цветок», «Чего не стало?»
.
Май, 2-я неделя.
Лексическая тема: Лето
Цели: Развивать диалогическую речь, согласовывать cущ с прилагательным.
Дыхательное упражнение: « Дуем на листочки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Дождик и тучка».
Д\и для активизации словаря: «Какой, какая?» солнышко-желтое, трава зеленая, небо
голубое.
2.3 Взаимодействие с родителями
Учитель- логопед является координатором коррекционно- образовательной работы.
Знакомство с семьей, ребенком: проведение анкетирования.
Родители:
- проведение игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребенка;
-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка дома;
-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: индивидуальные и
практические консультации.
Родители получают информацию о коррекционно-развивающей работе еженедельно по
пятницам в письменной форме на карточках или в специальной тетради. С разрешения
законных представителей ( родителей) обмен видеоматериалом с занятий только между
учителем-логопедом и родителями.
2.3 Взаимосвязь специалистов МБДОУ
Модель взаимодействия учителя - логопеда с педагогами
в ходе коррекционно – развивающего процесса
Специалисты
Учитель – логопед
Педагог - психолог Комплексная коррекция нарушений психофизического развития.
Работает над развитием мелкой и общей моторики ребенка, формирует у
него правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по
развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат,
Руководитель
развивает у дошкольника координацию движений. Таким образом, данный
физического
специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего
воспитания
физического здоровья дошкольника, обеспечивает формирование
кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые
условия для нормализации мышечного тонуса ребенка.
Музыкальный
Развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие

руководитель

Воспитатель

Медсестра

способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи;
формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и
т.д.
Проводит коррекционно - развивающую деятельность с ребенком по
заданиям индивидуально
Закрепляет произношение поставленных логопедом звуков в речи.
Закрепляет представления о явлениях окружающей действительности,
развивает связную речь дошкольника.
Участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на
консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует
своевременность прохождения назначенного лечения или
профилактических мероприятий; участвует в составлении
индивидуального образовательного маршрута.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности

Основной формой работы учителя-логопеда с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи
являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю в первой половине
дня. Продолжительность занятия не более 25 минут. Каждое занятие содержит 2—4 игровых
задания или игры продолжительностью 4—5 минут.
3.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,
артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.

3.2.1. Особенности организации
предметно-пространственной развивающей среды
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете является очень
сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные,
обеспечивающие безопасность детей, условия для занятий.
Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор как
эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью
и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой
будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала.
Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная
мебель, яркие картинки и интересные игрушки – немаловажные детали.
Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение
площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало. Для
проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить
детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор
игрушек. Дети с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой,
распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным
динозавриком. Логопед вполне может подобрать игрушку-«помощницу» для выполнения
каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики.
Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым
покрытием.
Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем, полки на уровне
роста детей должны быть открытыми с тем, чтобы на них размещался сменный материал для
самостоятельной деятельности детей. малыши могут рисовать, складывать разрезные
картинки или плоские сборные игрушки. В кабинете имеется мольберт с магнитной доской.
3.3.Учебно-методические комплекты, используемые в коррекционно-развивающей
деятельности учителя-логопеда (рекомендуемый список)
-Батяева С.В., Володина В. С., Савостьянова Е.В. большой альбом по развитию речи.М.,2019
- Громова О.Е. «Формирование начального детского лексикона»
- Железнова Е.С. «Пальчиковые игры»
- Косинова Е.М. «Уроки логопеда», «От звука к слову»
- Колесникова Е.В. «Тесты 2-3»
- Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»
- Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля»
- Краузе Е.Н. «Логопедия»
- Новикова-Иванцова Т.Н. « От слова к фразе» Книга 1 М.,2010
-Нищева Н.В. «Занимаемся вместе – ранний возраст»
- Нищева Н.В. «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической
группе детского сада»
- Дидактические пособия Е.К.Круогла
-Пособие О. Суховай» Слушать интересно».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.